Немного о безопасности

Сегодня при настроечных полетах вертолет напомнил мне в очередной раз, что он не игрушка. Перед запуском забыл убрать газ в холостые обороты и дернул пул-стартер… В связи с этим хотел написать несколько строк о предполетной подготовке и мерах безопасности.

Друзья (кто не в теме) часто спрашивают, что будет если приземлить себе р\у вертолет на голову? Думаю, что ничего хорошего из этой затеи не выйдет. Убить – может и не убьет, но покалечит точно. Поэтому, при организации полетов, мы с коллегами обычно выделяем несколько зон: полетную, зону старта и зону обслуживания моделей. Как правило, хорошим ориентиром для границ полетной зоны служит проселочная дорога. Залетать за этот ориентир всем категорически запрещено. Даже если я летаю один – стараюсь придерживаться этих правил. Пересекать дорогу плохо еще тем, что при пролете модели над головой происходит резкая инверсия управления, и мозг часто не успевает справится с ситуацией. Т.е. пилот может банально «зарулиться» и вогнать модель в землю.

Но даже на земле вертушка может доставить массу «приятных» воспоминаний при неаккуратном с ней обращении. Хорошо помню, как во время своего самого первого запуска ДВС-ного вертолета я забыл убрать газ на аппаратуре. Лопасть рубанула по руке очень ощутимо (остался шрам) и, намотав на главный вал провод от стартера, завязала узлом всю механику головы вертолета…

Несмотря на этот урок, все равно рано или поздно забываю убрать газ при запуске. Однако, чтобы при этом не получать лопастью по лапам есть вполне простой прием — всегда при запуске одной рукой держим цапфу (такая железка, к которой лопасть крепится), а другой — запускаем вертолет стартером. Аппаратура при запуске должна лежать рядом, под рукой. Именно лежать, а не болтаться на шее, иначе можно нечаянно сдвинуть джойстики или щелкнуть по какому-либо тумблеру своею одеждой со всеми вытекающими последствиями.

Если запустили мотор на газу – ничего страшного за 1-2 секунды не произойдет. В вертолете есть центробежное сцепление, пока оно сгорает — у вас есть несколько секунд, чтобы сдернуть газ в холостые обороты. Если до аппаратуры дотянуться не получается – затыкайте пальцем выхлопную трубу. Мотор почти сразу заглохнет.

После запуска несем модель за цапфу одной рукой к месту старта. Аппаратуру несем в другой руке. Пристегивать аппаратуру к ремешку лучше только после того, как установили вертолет на стартовой площадке. Причина была указана выше – одеждой можно что-нибудь щелкнуть или сдвинуть и получить в руках летающую мясорубку.

Вообще полезно составить для себя чек-лист предполетного осмотра модели. Вибрации есть и на ДВС и на электрических вертолетах. Болты, а почти все в модели вертолета крепится болтами с шестигранными головками, рано или поздно начинают раскручиваться. Желательно обнаружить раскрутившиеся узлы до взлета, а не во время.

Также полезно после включения аппаратуры и питания борта проверять работоспособность всех сервомеханизмов модели. Особенно обращая внимание на то, что движениям джойстиков аппаратуры соответствует движение в ПРАВИЛЬНОМ направлении механизмов вертолета. Взлет с каким-либо инвертированным каналом управления приводит, как правило, к аварии.

После аварии всегда необходимо тщательно осматривать всю модель. Все узлы, в которых замечены трещины, сколы, заломы – должны быть заменены новыми. Моделисты шутят: «вертолет после аварии всегда становится новым!» Если понадеяться на авось, то побитая деталь может окончательно сломаться в самый неподходящий момент и вызвать еще более фатальную аварию. По этой же причине не стоит летать на слегка сломанных лопастях. Поверьте, получить в лоб куском развалившейся от нагрузки лопасти — совсем не те впечатления, которые вы хотите получить от этого хобби.

Все вышеприведенные правила основаны на практическом опыте нашего сообщества моделистов-вертолетчиков. Не наступайте на чужие грабли! Если у кого-то есть вопросы по теме – готов ответить.

Статья предоставлена автором блога rccam.livejournal.com,
оригинал находится здесь.

P.S. Очень рекомендую посетить этот блог — много информации по использованию радиоуправляемых моделей для аэросъёмок и не только.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.