История начинающего авиамоделиста

Запуск модели

Хочу рассказать свою историю увлечения авиамоделизмом и немного поразмышлять на что стоит тратить деньги человеку, который хочет летать, летать не телесно, но получать незабываемые ощущения от управления моделью в воздухе.

Самолёты меня привлекали всегда, с раннего детства, и желание иметь что-то действительно летающее было всегда очень сильным. Ходил даже когда-то в авиамодельный кружок и построил планер. Но запустить его нормально так и не смог, он летать почему-то нормально не захотел, а знаний и опыта по настройке моделей не было, поэтому он теперь валяется на шкафу уже много лет, повредился в результате разных неосторожностей и, видимо, уже никогда не поднимется в воздух, как бы это не печально звучало.

После этого я много лет не занимался более менее или серьёзным моделизмом. Клеил самолётики из бумаги, из спичек, но это так, развлечение на один день.

Всё изменилось, когда я, поступив в университет, познакомился с человеком, который моделизмом занимается(точнее занимался).   От него я узнал, что многое изменилось. Что сейчас в основном люди занимаются моделями радиоуправляемыми, что электролёты сейчас стали намного более распространенными, чем это было раньше.

Однажды к нам пришёл знакомый моего одногруппника с самолётом. Я смотрел как он запускал её и был в шоке от того, что могут современные модели. Висеть у самой земли на винте, подобно вертолёту, потом свечкой взмыть в небо, и буквально через секунду лететь уже где-то высоко, совершая там какие-то немыслимые фигуры пилотажа. Я вообще не понимал, что происходит с самолётом, и как этим можно управлять.

Потом я узнал что это называется 3D пилотаж и что так могут не все модели, а специально для этого сделанные. Для начала, разумеется, мне нужно было что-то совсем простое и, главное, недорогое, потому что модели имеют обыкновение разбиваться даже в руках самых опытных пилотов.

Прошёл год, и первая моя модель была куплена. Это был набор «всё включено» (RTF) за сравнительно небольшую цену по меркам моделизма. Красный биплан C-17E от Pilotage. Как уверял человек, модель опробованная, хорошо подходит для новичка, прочная, ремонтопригодная. При покупке заметно было, что на ней кто-то пытался уже полетать, причём мягкую посадку совершить ему не удалось. Но самолёт был целым, да и цена была ниже обычной. Вилки на концах тяг были сломаны, но это оказалось к лучшему, потому что продавец поставил другие, намного более хорошие.

По приезду с моделью домой и осмотра комплектации выяснилось, что не хватает крышки для аккумулятора, шестигранного ключика и резинок, с помощью которых крепятся крылья. На следующий день нам выдали всё кроме крышки. Пришлось просто заклеить аккумуляторный отсек крышкой из пенопласта — не беда, аккумулятор можно вытащить, сняв нижнее крыло.

Итак, что из себя представлял набор. Собственно, сам самолёт: фюзеляж с установленным коллекторным электродвигателем, приёмником, регулятором и двумя сервомашинками и тягами. Отдельно крылья и хвостовое оперение. Трёхканальный передатчик: два пропорциональных канала и выключатель для двигателя. Аккумулятор NI-MH 7 банок 650 mah. Зарядник от сети, который представлял собой просто обыкновенный блок питания. Если честно, аккумулятор с зарядником меня совсем не порадовали, но как говорится, «а что вы хотели за эти деньги».

Собирать оказалось очень легко, с этим я справился, даже не имея никакого опыта в современном моделизме. Биплан в собранном виде смотрится красиво, да я почему-то думал, что он окажется меньше.

Теперь надо тренировать аккумулятор. Заряжаю. Держу модель в руке со включенным двигателем: по комнате от потока воздуха летают бумаги, а рука через полминуты начинает даже замерзать! Думаю, если так даже на моей маленькой и слабой модели, то что же с более мощными?

Потом ради интереса катаю самолёт по полу включениями двигателя. Заметно, что едет он не по прямой, а стремится повернуть. Но я решил этим вопросом не заниматься, потому что шасси для взлёта и даже для посадки изначально планировалось не использовать. Без них и модель полегче, и повредить её шансов меньше. А на траву можно и брюхом садиться.

Потом я долго оклеивал биплан скотчем по настоянию друга, это должно было сделать его более прочным и устойчивым к падениям. Касательно кривости моих рук это отельная история, скажу лишь, что умудрился отломать, а затем ещё и сломать руль высоты, но в итоге всё-таки склеил и приклеил его на место без ущерба для самолёта.

Потом ради интереса разобрал серву. К счастью, успешно собрал и поставил на место.   Ходил к другу летать на симуляторе. Толку от этого было немного, потому что там не оказалось похожей на мой биплан модели, да и расположение ручек на передатчике другое, а для моего подключение к компьютеру и вовсе не предусмотрено. Зато хорошо повеселился. Оказывается, это так смешно бить дорогие пилотажные бипланы о землю! Ну и навыки, наверное, самые базовые всё-таки получил.

Прошло недели две со дня покупки. Итак, всё готово! Первый полётный день. Пошли с девушкой и другом на лётное поле неподалёку. Собрали биплан. Немножко покидали — вроде бы планирует нормально да и управляется. Первый запуск с двигателем.

Даю передатчик моему опытному другу. Старт! Самолёт не пролетает и трёх метров и хорошенько врезается в землю. Ну, конечно, расположение ручек на моём передатчике другое! Вот она, сила привычки, он ведь об этом знал. Результат — сломанная распорка крыла. Повреждение быстренько устраняется с помощью скотча и бамбуковой палочки.

Беру передатчик в свои руки. Старт! Самолёт уверенно летит, набирая высоту, я стараюсь ему не мешать, только выравниваю. Когда он уже порядочно удалился, друг говорит: «Поворачивай, потеряешь!» Я поворачиваю. Круг, второй, третий. Хорошо! Адреналина море. В итоге при повороте на слишком малой высоте биплан пошёл через крыло кувырком. Удивительно, но без повреждений!

Второй запуск тоже кончился довольно жесткой посадкой об землю. Но прочность модели оказалась на высоте и опять всё отделалось лишь маленькой вмятинкой. Ещё один полёт. После некоторого количества намотанных кругов, стало видно и слышно, что снизилась тяга — садится аккумулятор. Ну что, посадка.

Опытные пилоты сажают модель по направлению к себе и могут посадить её прямо у своих ног. Но это для нас пока рано. Когда самолёт пролетает мимо меня, отключаю двигатель. Ну, думаю, сейчас сядет. Но он всё продолжает и продолжает лететь, медленно снижаясь. В итоге сел. Но очень далеко. Судя по всему, сел мягко. Потом аккумулятор зарядили прямо в поле и были ещё полёты, но они почему-то хуже запомнились.

Я пришёл в этот день жутко довольный. Ещё бы, умудрился не разбить и серьёзно не повредить модель в первый же день, а ведь судя по статьям в интернете, это не у каждого получается.

Через две недельки снова очень захотелось полетать. Пошли на тот же старый аэродром, но в другое место. Там где был рядом асфальт, и вообще это место, где обычно собираются моделисты. В этот раз там никого не было. Да и место конкретно для меня было хуже, потому что полоса травы там была хоть и довольна широка, но зато ограничена асфальтом с обоих сторон, когда на старом месте у меня было всё поле в распоряжении. А садиться мне можно только на траву, так как шасси сняты. Да и биться мягче в случае чего. Помимо этого, дул довольно значительный для моего легкого бипланчкика со слабой тягой ветер.

Был вопрос: летать или не летать? Но желание победило здравый смысл: запуск! Адреналина было в этот раз ещё больше. Летал я довольно долго, когда пролетал над асфальтом, друг заметно нервничал и говорил уводить модель к траве. Стал садиться аккумулятор. Посадка против ветра была мягкой, но опять же, самолёт ушёл далеко. Акк заряжен, полёт второй. Я уже порядком осмелел и даже чуть-чуть позволил себе пошалить, бросая самолёт в небольшое пике и радуясь крикам: «Эй, эй!».

В общем, хорошо полетал, намотал много кругов, только заметил, что модель как-то немного странновато поворачивает, но сослался на ветер и недостаток опыта. Я говорю: последний круг и заходим на посадку. Начинаю поворот… самолёт, проходит слишком низко над землёй и задевает её крылом. Видно, что что-то отлетает, останавливаю двигатель. Слышу голос друга: «Убил». Бегу к модели: так и есть, отвалилась пара крыльев. Долго ищу в траве фиксатор распорки крыла. Не нахожу. Потом с удивлением обнаруживаю его у себя в пакетике.

Оказалось, что его банально забыли поставить. Теперь стало понятным странноватое поведение самолёта в воздухе, но заодно и удивляюсь, что он хорошо отлетал таким образом много кругов.   Ну, а причин аварии можно назвать довольно много. Это как и не установленный фиксатор, боковой ветер, а так же моя успевшая вырасти смелость вместе с недостатком опыта и то, что я немного отвлёкся на фразу о посадке. Как назвал аварию друг: крыльев стало в два раза больше.

Да и я до этого знал, что рано или поздно с самолётом случится именно это, что это не конец, всё чинится. Но модель забросил после того надолго.

Прошло где-то полгода. Лето. Самолёт мы на даче отремонтировали и пошли запускать к озеру. К несчастью, ветер с озера дул очень хороший и слабенькие мотор с аккумулятором против него сделать ничего не смогли. Я дал передатчик другу(он попросил) и в этот раз снова зря, ибо он хорошо впечатал самолёт носом в землю. Погнутый вал двигателя, судя по хорошо усилившемуся шуму, падение тяги. Покидав самолёт ещё пару раз, к счастью, без серьёзных ударов об землю, мы поняли что всё это бесполезно.

Я стал понимать, что самолёту нужна новая мотоустановка, а это двигатель, регулятор оборотов и аккумулятор. Кроме того, для аккумулятора нужен будет специализированный зарядник, а также нужна новая аппаратура управления, так как моя не позволяет управлять оборотами двигателя. Аппаратуру и зарядник мне могли дать в безвозмездное пользование, так как человек авиамоделизмом особо уже не занимается, но цена остального была заметно выше стоимости самой модели, за которую она покупалась.

Так и лежит самолёт на полочке, но я надеюсь, что он когда-нибудь ещё поднимется в воздух. Финансовой возможности заниматься этим сейчас нет, но это не главное. Если рассмотреть хотя бы перспективы. Самый лучший вариант это купить всё по отдельности: и аппаратуру управления и бортовую начинку и необходимые вещи типа зарядника. Там будет то, что именно мне нужно и то, что мне нравится.

Но, стоимость всего этого удовольствия весьма высока. Зато после этого можно будет считать своё вхождение в моделизм состоявшимся, потому что это можно будет повесить на что угодно, на любую модель. В определённом диапазоне размера и веса, конечно. Даже на кусок пенопласта. Ибо бесколлекторный электродвигатель такая вещь, что на нём летает всё. Но самая обычная пустая модель стоит никак не меньше $100, а собиранием собственной мне заниматься не очень хочется.

Ещё как вариант, есть неплохие наборы RTF с бесколлекторным двигателем за удивительно невысокую цену: 200-300$, это даже дешевле чем обойдётся установленное на них оборудование плюс недорогое радиоуправление, если их покупать отдельно. А модель получается как бы совсем за бесплатно. Да, у них ещё зарядное устройство для литий-полимеров в комплекте.   Но зато с этим я получаю оборудование непонятного качества, радиоуправление не то, которое я хотел, это всё не очень приятно. Ведь потом надо будет покупать более хороший, допустим, зарядник. Возможно, в радиоуправлении не окажется каких-то функций, или не хватит каналов, которые пригодятся для будущих моделей. Лучше всё-таки не скупиться в этом деле.

Есть ещё самолёты, которые продают в магазинах игрушек по весьма невысокой цене. Скажу, что из них более или менее летающими можно назвать лишь единицы. Поэтому лучше всё-таки посмотреть в интернете фирму и название понравившейся модели, почитать отзывы на форумах, посмотреть видео полёта, причём не рекламного видео от фирмы-изготовителя, а записанное людьми, купившими модель. Помимо всего прочего, у известных летающих игрушек есть клоны, которые летают намного хуже, если вообще могут самостоятельно и без доделок длительно находиться в воздухе, поэтому при покупке надо быть очень внимательным.

К тому же игрушки довольно быстро выходят из строя, а починить самостоятельно удаётся редко, потому что запчасти найти сложно. И нужно будет покупать что-нибудь новое. Так что моделизм дело затратное в любом случае. А если понравилось, хочется летать ещё и ещё, будьте готовы к этому.

Автор Lightinglander, июнь 2009 г.

P.S. Спасибо, Lightinglander, за написанный рассказ! Кстати, у него есть видео полётов, можете попросить его выложить в своём блоге 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.